"АКВАРИУМ" - НОВОСТИ ГРУППЫ И САЙТА

71-й выпуск, 19 июня 2007

НОВОСТИ

* Аквариум завершает юбилейный сезон еще одним распоследним концертом сезона в Москве:

  • 21.06 - Петербург, ДС "Юбилейный"
  • 29.06 - Москва, "Апельсин"

Пожалуйста, присылайте свои отчеты о концертах на irina.v@gmail.com или публикуйте их и фотографии на ВНЕ. Напоминаем, что фотографировать можно только без вспышки.

* Наконец-то - видимо, в связи с окончанием сезона :) - можно купить DVD "Аквариум. Тур" и не посещая концерты, а просто на сайте компании "Видеогурман". Не без труда, но можно заказать. Пробуйте в разных браузерах. Интернет-магазин -> "dvd" -> "музыка" -> кликнуть в картинку -> кликнуть на "Добавить" -> кликнуть на "Оформить".

500 рублей + доставка.
Доставка курьерская по Москве и обычной почтой - по России. С предварительной оплатой - обещают доставить и за пределы отечества. Пишите и звоните, см. раздел "Контакты".

* По сообщению сайта "Сохраним Тибет" (и на самом деле :)) 13 июня в поселке Шин-Мер в Калмыкии состоялась торжественная церемония открытия буддийской ступы Победы. В церемонии открытия приняли участие музыканты известной рок-группы "Аквариум" во главе с ее лидером Борисом Гребенщиковым.

"Я знаю про геше Вангьяла не так много, но читал про него и слышал, и поэтому мне кажется, что я хорошо его понимаю. И восхищаюсь", - сказал Б.Гребенщиков накануне на пресс-конференции в буддийском храме "Золотая обитель Будды Шакьямуни" в Элисте.
По мнению музыканта, "музыка и религия - это одно и то же, часто одно даже заменяет другое".
"Музыка учит человека не замыкаться в мире своего "я", а жить в мире открытом и распространять свет, любовь и благость по отношению ко всем живым существам. Нет музыки, которая учила бы другому. Вся музыка идет на благо людям и всем живым существам", - уверен лидер "Аквариума".

По словам Тэло Тулку Ринпоче, группа "Аквариум" оказала "щедрое пожертвование на строительство этой ступы" в Шин-Мере.
Кроме того, музыканты провели во вторник вечером благотворительный концерт в Элисте, на котором собралось несколько тысяч поклонников рок-группы, в том числе из Ставропольского края и Ростовской области.

Б.Гребенщиков также принял участие в церемонии разрушения песочной мандалы Будды сострадания. "Это особый ритуал, смысл которого - подчеркнуть один из важнейших постулатов буддизма - идею о непостоянстве и мимолетности всего сущего", - подчеркнул Тэло Тулку Ринпоче.

Еще фотографии на сайте "Сохраним Тибет", и видео - на сайте "Вестей", даже два.

АЭРОСТАТ

Передача про Фрэнка Заппу порадовала всех, кто не чаял услышать Bobby Brown по государственному радио :) В следующей - прозвучал традиционный обзор новых релизов как очень, так и не очень традиционных музыкантов.

А 17 июня прозвучала передача, где БГ рассказывает про самое простое и самое сложное - как слушать музыку:

Обычно мы воспринимаем музыку со стороны - как картинку, висящую на стене.  

Но подойдите к этой картинке ближе - слушайте музыку и пусть все остальное временно перестанет для вас существовать. Теперь еще ближе - пересеките невидимый барьер, отделяющий музыку от вас. Войдите в музыку так, как будто это комната. Звуки окажутся перед вами, справа и слева от вас, они будут вокруг, они находятся с вами в одном пространстве. Заметьте - звуки, а не музыканты с инструментами; звуки, свободные от средств их извлечения - и ваша душа наравне с ними.  

Важны не сами звуки, а чувства, которые они создают. Так же, как когда вы читаете газету или книгу, вы не обращаете внимание на то, что перед вами - буквы, напечатанные краской на бумаге, а эти буквы складываются в слова - нет, вы воспринимаете ТО, ЧТО СКАЗАНО этими словами. Вот именно также неважны музыканты со своими музыкальными инструментами - важны сочетания звуков, появившиеся на свет с их помощью.  А музыка напоминает вам что-то, что вы знали и раньше (назовем это "архитектурой Бытия"), но это как-то забылось - а теперь вы вновь пришли в это общее для вас место, где вы - наравне с музыкой.

Тексты передач на сайте, послушать можно через архив Радио России (ссылки - в тексте каждой передачи, mp3 ищите на днях на том же самом Пустом месте или подпишитесь на подкаст с Аэростатами (). О технических деталях читайте на RussianPodcasting.ru.

На Пустых местах к каждому файлу прилагаются cue-файлы для нарезки передач на треки, за cue спасибо Майку. Программа, которая режет файлы по этим cue - вот тут, за заботу спасибо Павлу Северову.

Сайт "Радио России": www.radiorus.ru (с прямым эфиром - в воскресенье в 13-10 по московскому времени)
Эфир:
воскресенье 13-10,
в ночь со среды на четверг в 04-10 (повтор).
В Москве на FM 97.6 - воскресенье 13-10, повтор вторник 21-00 и в ночь на четверг - 00-10 и 04-10
FM частоты в других регионах - указаны на сайте "Радио России"

КОНЦЕРТЫ

Лондон, Royal Albert Hall, 21 мая 2007г.

Борис Рубекин    Борис Гребенщиков    Андрей Суротдинов    Олег Шар

Максим Ландэ и Катя Рубекина    Марк Брикман и Борис Гребенщиков    Александр Докшин    Олег Гончаров

Борис Гребенщиков    Андрей Светлов    Игорь Тимофеев

Фотографии Дм. Брикмана, смотреть остальные полторы сотни...

Фото и аудио концерта в Олимпийском, 8 июня

Фотографии  и впечатления с концерта в Троицке, 16 июня

 ИНТЕРВЬЮ

Time Out, май 2007,

Борис, вы раньше говорили, что к юбилеям относитесь как к случайно поставленной запятой в жизни, а теперь "Аквариум" справляет 35-летие. Отношение изменилось?
Совершенно не изменилось. Отмечаем не мы - мы работаем. А устроители концертов хотят дать возможность всем желающим отметить и, соответственно, за это заплатить. Мы в этом году решили сделать жест и ничего нового не записывать. Мы целый год играем концерты.
И все же вам действительно 35 лет. Какие были основные моменты, основные вехи у "Аквариума"?
350 лет - будем называть вещи своими именами. 1657-й, Тортуга. Мы начали на Тортуге, первый свой фестиваль отыграли в Порт-Рояле в 1692-м после землетрясения (смеется). Честно говоря, с 1972 года для меня в творчестве "Аквариума" ничего не изменилось. Мы сочиняем какую-то песню, ищем студию, садимся и пытаемся эту песню воплотить. Менялись люди, менялся государственный строй, а мы все такие же. Учимся на каждой песне.
Все помнят вашу песню перестроечных времен про "поезд в огне" - а что сейчас с этим поездом?
Я уже острил по этому поводу, что поезд завели в депо, разобрали на части и распродали. Так что все, нет никакого поезда, а на ветке давно построили гипермаркет.

Был у вас период в начале 80-х, когда в текстах песен вы говорили о своей усталости. Потом такие темы пропали - у вас изменилось отношение к жизни?
Вы, я так понимаю, говорите о "Синем альбоме". На самом деле ничего особенного не происходило. Я просто высказал, что накопилось. Мы тогда только начали записываться, и у меня в руках появился рупор. И я правда "устал быть послом рок-н-ролла". Я один слушал эту музыку, а все окружающие делали вид, что ее нет. Или довольствовались тем, что я им приношу. Получалось, что я упорно вталкивал эту музыку, но почти зазря.А сейчас я уже давно на все это забил. Делаю свою передачу "Аэростат" (на "Радио России". - Прим. Time Out) - вот туда все свое "амбассадорство" и вкладываю.
Какие-то моменты вспоминаете с особой радостью?
Все эти 350 лет я вспоминаю с удовольствием. Не помню ни одного момента, за который мне было бы стыдно. Были концерты, которые мы играли слишком пьяные - ну, бывает.Были моменты, когда мы записывали что-то нестройно, - мы учились. Сейчас я бы посоветовал себе в 80-е годы чуть-чуть тщательней подходить к записи. Но в целом мы очень неплохо провели эти годы. Вопрос теперь в том, как, не теряя скорости, продолжать ломать заборы и идти дальше. В этом году мы шляпой всем помахали, сказали: "Все, ребята, всем спасибо. Мы для вас год работали, играли концерты, ничего не записывали. Теперь будем искать дорогу в следующий пункт и встретимся там- если он существует".

Как считаете, сейчас у музыкантов в принципе есть возможность стать первопроходцами?
Вот, вспомните,был великий композитор Иоганн Себастьян Бах. Значит ли его гениальность, что в поле музыки барокко (вершиной которого он являлся) он все истощил? Нет. Появись еще один гений в этом поле, и он смог бы написать еще один канон музыки барокко, не менее впечатляющий. Почему этого не происходит? Скорее всего, просто прошло время. После Баха пошла уже так называемая классическая музыка, которая, с моей точки зрения, была более скучной. А дети Баха считали отца немодным стариком и выкидывали его ноты. В какой-то момент одно направление музыки выражает все, что нужно выразить.
Вам не кажется, что сейчас этого не происходит?
Вот это и интересно. Возможно, есть новые формы кроме музыки, но они еще не проявились. Музыка стала для людей фоном. Я не знаю никого, кто бы сейчас бил себя в грудь и кричал: "Я придумаю новую музыку и завоюю весь мир!"
А вы следите за новой музыкой?
Меня уже много лет удручает уровень того, что приходится слышать.
То есть интересных новых имен нет?
Я могу назвать ряд имен, но все это будут, к сожалению, старые группы, и они уже показали, что не хотят завоевывать мир.
Почему мир?
Знаете, я думаю, что именно мир. Иначе окажешься королем собственной деревни.
Но, например, завоевать Россию - это уже довольно амбициозная цель.
Уже неплохо. Но люди, которые ее достигают, становятся королем своей деревни и остаются почивать на лаврах.

А вы сами к чему сейчас идете?
Мы после выхода "Бродяги" (2006) поставили крест на понятии выпуска альбомов. Все, это больше неинтересно.
Интересно играть концерты?
Было интересно, но уже себя исчерпывает. Сейчас мне интересно попытаться найти новую форму общения со Вселенной. Меня уже не очень интересует авторская музыка. Еще один альбом "Аквариума"? Ну сколько можно! Хватит уже, стыдно просто. Ну, мы его выпустим, фирма за него заплатит в десять раз меньше денег, чем мы потратили во время записи; он выйдет, его купят 15 000 человек и еще 50 тысяч у пиратов. Я могу с тем же успехом выложить альбом в интернет бесплатно.
Но вы же раньше утверждали, что для артиста просто необходимо постоянно двигаться, выпускать альбомы.
Мы сейчас сидим, перезаписываем старые вещи. Меня интересует новая форма, а ее еще нет. Что-то есть в иранской музыке. В сочетании иранской и китайской или кельтской, или африканской.

А рок-н-ролл уже окончательно мертв?
Мертв, похоронен, сгнил. Памятник ему покрыли граффити. На могиле сплясали. Все, хватит.Можно, конечно, слушать группу The Racounters, но зачем?
Из многих групп 80-х, кажется, только вы сохранили такой же подход к музыке, какой был у вас тогда. А как вы оцениваете деятельность коллег?
У меня есть подозрение, что эти люди знают, что делают. Они стали взрослыми людьми, они профессионалы - честь им, хвала и удачи. А мы лучше будем продолжать учиться... (Замолкает, прислушивается к флейте, играющей в соседней комнате.)
Что-то не так?
Я слушаю, так ли он играет... (Слушает партию до конца.) Так, стоп. Вот и прямое доказательство того, о чем только что говорил. (Уходит к флейтисту.)


Все вопросы - к Справочнику

Ирина Воронежская,
irina.v@gmail.com