"АКВАРИУМ" - НОВОСТИ ГРУППЫ И САЙТА

69-й выпуск, 23 мая 2007

НОВОСТИ

* Аквариум завершает сезон концертами на любой вкус - мегаюбилейными, фестивально-бесплатными и камерно-клубными:

  • 3.06 - Киев, клуб "Docker pub"
  • 6.06 - Киев, КЗ "Украина"
  • 8.06 - Москва, "Олимпийский", билеты на Parter.ru и на Concert.ru
  • 10.06 - Ростов-на-Дону, фестиваль "Старый мельник"
  • 12.06 - Элиста, благотворительный концерт
  • 14.06 - Волгоград, Областная филармония
  • 16.06 - Троицк (и как туда попасть из Москвы)
  • ??.06 - Петербург, детали будут позднее

Пожалуйста, присылайте свои отчеты о концертах на irina.v@gmail.com или публикуйте их и фотографии на ВНЕ. Напоминаем, что фотографировать можно только без вспышки.

* Оставшиеся до конца сезона концерты, похоже, пока все еще единственный способ обзавестись редкостным "Феодализмом" и уникальным двухтомным и одногвоздным видео "Тур".

* "Результат ничто, а процесс - все", - утверждает Борис Гребенщиков и публикует work-in-progress записи:
"Письма с границы между светом и тенью"
Записано в мае 2007 года на Пушкинской, 10

Песня "Письма С Границы Между Светом и Тенью" находилась у нас в работе еще с 2000 года. Шло время, варианты сменялись один другим, а нас она все не удовлетворяла.
Эта версия была начата сразу после "Песен Рыбака"; время от времени мы возвращались к ней и что-то меняли. И вот теперь, после всего этого времени, мы пришли к настроению, которое нам нравится.
- БГ, 15 мая 2007.

Не имеется в виду, что это относится к какому-нибудь новому альбому, в том числе - и легендарному "Репродуктору" :)

* Мы продолжаем публиковать индийские раги из коллекции БГ, способствующие введению души в просветленное состояние - на сей раз это те, что рекомендуется слушать по вечерам, на заходе солнца (примерно с 6 до 9 часов вечера по местному времени).
Раги на остальные времена суток - там же. Полуденных и полуночных уже, вроде бы, хватает, остальные - планируется дополнить. На очереди и несколько альбомов бхаджанов.

* Тем временем, Общероссийская Организация Работников СМИ назвала БГ победителем Национальной Премии "Радиомания-2006" в номинации "Ведущий программы, шоу". Ведущий шоу "Аэростат" лично явился за высокой наградой и получил статуэтку в виде микрофона.
В студии же он использует Neumann U-87 :)

* 21 мая состоялся концерт Аквариума в Royal Albert Hall в Лондоне, и теперь можно поговорить об этом :))

КАК ЭТО БЫЛО

Интервью BBC, 10 апреля 2007

...Именно с вопроса о том, что оказалось для Гребенщикова в учении Шри Чинмоя более притягательным - индуистские корни или его универсальность - музыкальный обозреватель Русской службы Би-би-си Александр Кан начал беседу с музыкантом.

БГ: Универсальность. Чинмой - первый из встреченных мною людей, чье восприятие Бога очень во многом соответствует моему. Он - человек с уже сложившейся репутацией и сложившейся системой отношений в мире, и тот факт, что он меня понимает, и я его понимаю - для меня огромная радость.

Би-би-си: А как вообще произошла эта встреча, при каких обстоятельствах, где? Каков был антураж и внешняя обстановка? Фигура ведь он легендарная.
БГ:
Фигура, действительно, легендарная. Я, конечно, очень много о нем слышал все последние лет двадцать, наверное. Но, признаться, никакого большого специального интереса к нему я не испытывал. Но его русские ученики и последователи в течение года всячески убеждали меня в необходимости с ним познакомиться. В конце концов, я согласился - мне на самом деле было интересно. И поехали к нему на выездной семинар в Малайзию. Это было в январе прошлого, 2006 года. Мы попали в атмосферу, которая меня поначалу удивила, а потом я понял, что так оно и должно быть. Это ни на что не похоже, это очень интересно, очень мило... Но, главное, что неделю просидев там около Чинмоя - а он отнесся к нам с Ириной с очень большим почетом, ему, вероятно, очень много про меня рассказали - так вот, главное и самое приятное, наверное, в том, что он, судя по всему, в нас не разочаровался. И вот мы уже полтора года как знакомы, и отношения между нами пока что только улучшаются.

Би-би-си: Ну вот, теперь ты получил от него это новое имя - Пурушоттама. Как происходит этот процесс? Ты сам его выбирал или получил уже в готовом виде?
БГ:
Нет, конечно, только от него. Он думал в течение полугода и потом опустил на меня это имя.
Би-би-си:
Известно, что Шри Чинмой давал имена "Махавишну" - Джону Маклафлину, "Девадип" - Карлосу Сантане, "Турия" - Элис Колтрейн. Как ты теперь ощущаешь себя в этом ряду?

БГ:
Совершенно нормально. Он ведь эти имена дает помимо известных людей всем своим ученикам также, но мне лестно, что он меня заметил.
Би-би-си:
Ну а как возникла идея этого концерта? Кто был ее инициатором, и почему Лондон, а не Россия?

БГ:
Ну потому, что гуру - он и есть гуру. Он знает то, что от меня скрыто. И он решил сделать мне такой подарок. И это настолько точно совпало с тем, что я сам хотел бы, но даже на это не замахивался, что я просто в очередной раз развел руками и сказал: "Ну, Богу виднее".
Би-би-си:
То есть ты воспринимаешь это как подарок?

БГ:
Да.

Би-би-си: Ну и какие ощущения в связи с возможностью выступить в Royal Albert Hall со всей его легендарной историей?
БГ:
Я думаю, мы вполне заслужили и достойны выступить на этой сцене, это будет просто продолжением того, что мы делаем уже много лет. Я бы сказал, что мы доросли до этого.
Би-би-си:
Будет ли концерт чем-то необычен? Означает ли тот факт, что организован он фондом Шри Чинмоя, что в нем примут участие и индийские музыканты, и что будет звучать индийская музыка?

БГ:
Нет, это будет обычный концерт "Аквариума", просто к этому времени, я надеюсь, он будет звучать лучше, чем то, что мы играем сейчас. С каждым концертом мы становимся все лучше и лучше.
Би-би-си:
Как отнеслись ко всему этому музыканты группы? К твоему новому имени? К перспективе сыграть в Royal Albert Hall?

БГ:
Ну они уже давно привыкли к тому, что я чем-то таким странным занимаюсь. Про имя они и знать не знают, их это не очень-то и интересует. А то, что езжу к Чинмою, они воспринимают адекватно. А к перспективе сыграть в Альберт-холле отнеслись с понятным энтузиазмом: "Ни фига себе! Ну, давайте сыграем".
Би-би-си:
"Аквариум" традиционно выступает очень много, и в России и за ее пределами, в том числе и здесь в Лондоне. Но, наверное, после проекта Radio Silence и связанного с ним мирового турне, выступления на Западе предназначались в первую очередь для русскоязычной публики. Концерт в Королевском Альберт-холле выводит все это на новый этап. Как ты считаешь, какая здесь будет публика?

БГ:
Я уверен, что то, что мы делаем, имеет значение не только в России, но и в музыке вообще. Поэтому наш концерт в Royal Albert Hall - закономерен. Я предпочитал, старался сделать так, чтобы в последнее время мы играли больше в России, потому что в России мы нужнее, но потенциал накопленной музыки, с моей точки зрения, достаточно общемировой. Мы - не местное явление. И поэтому для меня интересно, и, что бы там ни было, мне самому это будет важно и приятно. Для меня самого это важная точка.

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

В вышепроцитированной статье утверждается, что Пурушоттама буквально означает "тот, кто выходит за пределы любых ограничений". А вот корреспонденту РИА-Новости кто-то сказал, что имя переводится как "душа-птица в сердце-небе".
Те, кого смущает поэтичность этих определений, могут справиться о дословном переводе в "Эзотерической энциклопедии" или попросту в Wiki. Цитировать даже неловко :)
Впрочем, схожее наблюдение сделал до Шри Чинмоя еще в прошлом веке небезызвестный Бананан ;-)

КОНЦЕРТЫ

Лондон, Royal Albert Hall, 21 мая 2007г.

фото с http://anglichanin.livejournal.com/23574.htmlОтчеты и фотографии ожидаются, а пока - очень официальные источники.

РИА Новости:
...Гребенщиков вместе со своими музыкантами исполнил для собравшихся в этот вечер как уже давно известные и ставшие любимыми у публики песни "Фикус религиозный", "Три сестры", "Последний поворот", "Самый быстрый самолет" (все с альбома "Навигатор" 1995 года), "Аделаида" и "Серебро господа моего" (альбом "Равноденствие", 1987), так и несколько новых песен с вышедшего в прошлом году альбома "Беспечный русский бродяга" - "Мама, я не могу больше пить", "Voulez Vous Coucher Avec Moi", "Стаканы". Программа, хотя и была составлена из песен разных лет, получилась на удивление органичной и слаженной. Зрители аплодисментами давали понять, что узнают знакомые песни с первых аккордов.

Первая часть концерта была более лирической и спокойной. В какой-то момент зал на пару песен полностью погрузился в темноту, а сам артист, сидя перед зажженной свечой, снял свои очки с красными стеклами. Второе же отделение стало намного более энергичным, реально рок-н-ролльным по духу и драйву, с непрерывно меняющимся освещением сцены и полной самоотдачей музыкантов. Гребенщиков прервался лишь однажды, когда отложил гитару, взял микрофон и подошел к краю сцены, исполняя ироничную песню "О смысле всего сущего".

После этого всех зрителей ждал сюрприз - на сцене появилась группа примерно из 30 хористов - женщин и мужчин, одетых в разноцветные сари и белые рубашки. Они исполнили две композиции, специально написанные в честь БГ. Одна из них была простым повторением нараспев на разные лады имени Пурушоттама, а другая - на английском языке с припевом "Борис, Борис Гребенщиков" с характерным ударением на "о" в слове "Борис" - вызвала дружный смех и аплодисменты в зале.

Фотографии с сайта ВестейВышедшие на сцену на "бис" музыканты "Аквариума" сыграли потом еще три песни, начав со знаменитой "Рок-н-ролл мертв" образца начала 1980-х. Однако Гребенщиков, похоже, намерен следовать не этой строчке, а ее продолжению - "Но я еще нет", поблагодарив лондонцев за теплый прием и пообещав вернуться к ним вновь.

Вести почти повторяют этот рассказ и сопровождают его фото и видео, с участием героев дня и Севы Новгородцева. Герой дня, в частности, признался, что "Как музыканту, мне все равно, где играть, но как человеку, играть в Альберт Холле мне очень приятно".

Да, говорят, что "Город золотой" - просили из зала и там :)

АЭРОСТАТ

Аэростат продолжает гордо реять над тысячелетней историей музыки. Очередными "именинниками" были за последнее время Ричард Томпсон (только что выпустивший новый альбом Sweet Warrior, крайне рекомендованный к прослушиванию) и Элвис Пресли, в канун Белтайна прозвачала передача о всемирном господстве тамп кельтов, 103-я передача была посвящена памяти Ильи Кормильцева.

Тексты передач на сайте, послушать можно через архив Радио России (ссылки - в тексте каждой передачи), mp3 ищите на днях на том же самом Пустом месте или подпишитесь на подкаст с Аэростатами (). О технических деталях читайте на RussianPodcasting.ru.

На Пустых местах к каждому файлу прилагаются cue-файлы для нарезки передач на треки, за cue спасибо Майку. Программа, которая режет файлы по этим cue - вот тут, за заботу спасибо Павлу Северову.

Сайт "Радио России": www.radiorus.ru (с прямым эфиром - в воскресенье в 13-10 по московскому времени)
Эфир:
воскресенье 13-10,
в ночь со среды на четверг в 04-10 (повтор).
В Москве на FM 97.6 - воскресенье 13-10, повтор вторник 21-00 и в ночь на четверг - 00-10 и 04-10
FM частоты в других регионах - указаны на сайте "Радио России"

 ИНТЕРВЬЮ (еще одно, про прошлое, настоящее и будущее (!))

Борис Барабанов

 - Известно, что инициатором концерта "Аквариума" в Royal Albert Hall является Шри Чинмой. Единственное, что я знаю о нем точно, это что в конце 80-х по СССР ездила группа музыкантов в кришнаитских одеяниях, исполнявшая его песни. Остальное довольно туманно.
БГ: У Чинмоя рано умерли родители, он вырос в ашраме Ауробинды и духовно развился там до чего-то очень высокого. Когда он вырос, его послали в Америку, очень долго служил, по-моему, консультантом по медитации про ООН.
 - Он отталкивается от индуистской традиции?
БГ: У нас когда говорят "индуизм" сразу имеются в виду вишнаиты, кришнаиты, шиваиты, кто-то еще. Чинмой находится на очень высоком духовном уровне, где все уже едино, он как бы переводчик между людьми и Богом. Он понимает и его, и их. Он духовный учитель в общей фазе - не индуист, не буддист, понятное дело, не католик, он просто объясняет, как оно все устроено, тем, кто хочет это услышать. С общей точки зрения, у него есть какое-то свое постижение мира, которым он делится с людьми. Это, конечно, никак не входит в компетенцию православной церкви. В православии все понимают по-другому.
 - Православная церковь считает его организацию чуть ли не тоталитарной сектой.
БГ: Боюсь, что православная церковь любую негосударственную религию считает сектой, вероятно, имея на это свои основания. Я два раза побывал на собраниях Чинмоя и его учеников. Я его очень полюбил, он очень хороший. И кроме того, он, безусловно, знает, о чем говорит. Там нет ни промывания мозгов, ни тоталитаризма. Никого ни к чему не принуждают, ни во что не втягивают. Люди учатся общаться друг с другом на нетоталитарной почве, без стремления откусить что-то у соперника.

 - Как получилось, что Вы познакомились с Шри Чинмоем?
БГ: Его российские ученики долго склоняли меня к тому, чтобы я к нему съездил. В конце концов я решил, что это может быть интересно. Я видел многих учителей. Мне стало интересно познакомиться еще с одним крупным человеком, который к тому же был духовным учителем Махавишну ("духовное" имя гитариста Джона Маклафлина. - Ъ), Элис Колтрейн, других людей. К музыке он имеет не последнее отношение. Первые несколько дней мне просто нравилось, потом я почувствовал, что отношусь к нему с любовью. А он решил сделать мне подарок - устроить концерт в Royal Albert Hall. Его ученики в Англии взяли на себя все заботы по организации концерта.
 - От Вас требуется какой-то особые трек-лист?
БГ: Это будет русскоязычная программа, мне, слава богу, не нужно завоевывать Запад.. Насколько я знаю, его музыканты хотят сделать мне приятное, сыграть песни, адресованные мне. У меня тоже есть песня, которую гуру любит. В остальном мы будем играть то же, что играем в Москве в клубе "Б2".
 - Что для Вас больший вызов - сыграть в Royal Albert Hall или собрать "Олимпийский"?
БГ: Это может быть вызовом для человека, который стремится доказать что-то кому-то. Я верю в нашу музыку. Я не думаю, что в обоих случаях для меня или кого-то из группы важна реакция - будут там все плакать от восторга или не будут, тем более, будут в зале свободные места или нет. В "Альберт-холле" с заполняемостью зала все будет нормально, это я уже знаю, насчет "Олимпийского" не знаю, и меня это не очень волнует.
 - Принято считать, что такой зал, как "Олимпийский" требует какой-то особой постановочной составляющей.
БГ: Очень много групп в России, которые будут там запускать летающих козлов, будут хорошие мультфильмы на экранах показывать... "Ну, погоди", например... Может быть, я нескромный какой-то, но я не вижу никакой разницы между концертом "Аквариума" в "Олимпийском" и "Б2". Ничего не хочется доказывать.

 - В получили недавно премию "Радиомания" как лучший ведущий радиопрограммы. Я помню, что когда Вы только задумывали программу "Аэростат" для "Радио России", это был чисто музыкальный проект. Но теперь там есть и общепросветительские темы. Программы о буддизме, о пиратах или о "Коде Да Винчи" - это, практически, "Discovery Channel".
БГ: Я почти в самом начале понял, что программ о музыке можно сделать двадцать, ну, сорок. Но у меня-то в жизни одно от другого не отграничено: какая-то песня может пояснить какой-то тезис буддизма, а история с пиратами может перелиться в песню. После концерта группа обычно собирается в моем гостиничном номере, играет музыка, идет какой-то треп, и в радиопрограмме происходит подобное, только подробнее. На большие передачи, которые требуют какого-то ресерча, у меня уходит до двух месяцев работы. Отчасти и из-за этого мы за последний год не записали ни одного альбома - мы все время или на гастролях, или пишем радиопрограмму.
 - 6 мая вышла программа памяти Ильи Кормильцева, и в ней лично я услышал не только скорбь по ушедшему товарищу, но и новую интонацию, менее нейтральную, чем ваша обычная. Было ощущение, что в вашей жизни появилась эмоция, требующая более реалистичного, оценочного, земного языка изложения.
БГ: Я давно наблюдаю за тем, как народ той страны, в которой мы живем, сознательно при каждом удобном случае выбирает самый пошлый вариант. Начальники радио и телевидения говорят: "Они это хавают". Но хавают, делая свой выбор! Я знаю много приличных людей, у которых ностальгия по 70-м годам. Я терпел лет 10-15, потом смотрю - канал появился "Ностальгия", радиостанции с ретро-музыкой. Однажды мы с группой въезжали после гастролей на автобусе в Москву, была зима и как-то все было очень похоже на 80-е годы. Я вспомнил ощущение, что автобус в любую секунду могут остановить, возьмут кого-то за руки и выведут. И вряд ли мы этого человека когда-нибудь увидим. Ему придется плохо. Люди, который страдают ностальгией, забыли или никогда не сталкивались с этим. А я сталкивался, очень долго. Жить в обществе, в котором они хотят жить, немножко опасно - их могут забрать. Или кого-то другого.
 - "И если есть те, кто приходят к тебе, найдутся и те, кто придет за тобой"?
БГ: Да. Я понимаю Илью. Он был подчеркнутым мизантропом. Я никогда не был с ним в этом согласен. Но я понимаю, откуда это в нем. Я рос в Петербурге, а он-то вообще рос, простите меня, в Свердловске, где все жестче. Эта программа написалась за один раз, я практически, ничего в ней не менял. Об этих вещах нужно думать. Ностальгия - не очень хорошая вещь.

 - Еще одним просветительским проектом была ваша с Дмитрием Дибровым телепрограмма "Просвет". На старте со сцены были произнесены довольно громкие имена: Боб Дилан, Питер Гэбриел. Это все-таки ответственность. В итоге вышло нечто невнятное, и в этом году ничего подобного не анонсируется.
БГ: Я удивлялся и удивляюсь уверенности Димы в том, что он делает. Его планы казались мне фантастикой, но я уверен, что он все затевал с наилучшими намерениями. Я даже не до конца знаю причины, по которым это не получилось. Я мало чем мог ему помочь - я гастролирующий музыкант. Вся административная сторона была на нем. Получилось не все. Я очень давно его не видел, не знаю, чем он занимается. Если он это прочитает, поклон ему и объятия.

 - Вы обычно не вписываетесь ни в какие коллективвные акции, а тут вдруг ваш голос прозвучал в песне Константина Кинчева "Rock'n'roll", которую он выпустил на своем последнем альбоме. Вам не кажется, что в этой песне есть какое-то нездоровое деление на своих и чужих?
БГ: Костя позвонил, попросил это сделать, я послушал то, что он мне прислал, и подумал, что четыре строчки я там могу спеть. С ними я согласен. Вся песня в целом - это его точка зрения. Мы во многом с ним различаемся, но закваска все равно общая. И музыку мы любим в одинаковой степени. Я спел эти четыре строчки и добавил от себя шепот "джаззз!" в конце, что бы не все уж было так прямо.

 - В каком-то из Ваших недавних интервью была фраза: "У нас сейчас нет никакого альбома в производстве, и это прекрасно". Поясните, пожалуйста, что прекрасного?
БГ: Нам очень повезло - мы много сделали в 80-е, в ту пору, когда музыка и деньги были понятиями противоположными. Потом мы играли по другим правилам: записали пластинку, продали, фирма грамзаписи ее раскручивает, песни звучат на радио, мы едем в тур, потом все заново. Смешная игра, да. А сейчас я вижу, что эта игра - путь, который ведет в болото. Не только в России. Я и сэра Пола Маккартни не понимаю, зачем он играет в нее, когда можно придумать другие правила. Эти стены хочется разобрать. Со мной, думаю, даже из моих ребят никто не согласится. У меня внутреннее ощущение воя, набата: нельзя, нельзя, мы губим себя! Альбом - это коммерческая единица. Даже симфонии Гайдна - это коммерческие единицы. Мне надоело. Если напишется альбом, я выпущу альбом. А вот сегодня ночью, например, мы выложили в интернете трек, над которым еще продолжается работа. А потом мы еще выложим отдельные треки, чтобы люди могли по своему вкусу их микшировать. А вот новую песню "Дуй" мы выпустили на DVD в разных видах, но до окончания работы над ней еще далеко, я пока не знаю, зачем ее заканчивать.
 - И вот этот "Веселый Роджер" на вашей зажигалке и на флаге, который висит на сцене на концертах "Аквариума", этот и есть символ выхода в свободные воды?
БГ: Да. Я вот посмотрел какие-то свои старые интервью, я там все время говорю: "Вот этим альбомом мы заканчиваем такой-то цикл, теперь все будет по-новому". И так каждый раз. Сейчас я и говорить ничего не хочу об этом.
 - Но концерты-то давать будете?
БГ: Тоже нет. Мы сейчас за год объехали всю Россию, начали с маленьких городов, сейчас заканчиваем стадионами и "Альберт-холлом". Что, запускаться еще на один цикл осенью, опять ехать по тем же городам? Опять то же самое играть? Это очень похоже на коммерческое вспахивание нивы.
 - А жить-то как?
БГ: Понятия не имею. Аллах подскажет.


Все вопросы - к Справочнику

Ирина Воронежская,
irina.v@gmail.com