"АКВАРИУМ" - НОВОСТИ ГРУППЫ И САЙТА

67-й выпуск, 22 февраля 2007

НОВОСТИ

* После концертов в городах Сибири и столицах - на Урал:

  • 23.02 - Санкт-Петербург, клуб "Порт" (по договоренности с клубом цена билетов - всего 500 рублей)
  • 17.03 - Уфа
  • 18.03 - Оренбург, КЗ "Россия"
  • 20.03 - Магнитогорск
  • 21.03 - Челябинск
  • 22.03 - Екатеринбург
  • 23.03 - Екатеринбург (клуб)
  • 25.03 - Пермь
  • 27.03 - Ижевск
  • 28.03 - Вятка

Пожалуйста, присылайте свои отчеты о концертах на irina.v@gmail.com или публикуйте их и фотографии на ВНЕ.

* В рамках очередных юбилейных торжеств, а также по многочисленным просьбам Аквариум неожиданно выпускает альбом "ФЕОДАЛИЗМ", датированный 1988-89 годами. Над этим (так и не законченным) альбомом, как сказано в пресс-релизе, Аквариум работал в период между "Равноденствием" и "Русским альбомом".

Благословение Холмов
Святой Герман
Боже, храни полярников
Не стой на пути у высоких чувств
Сестра
Серебро господа моего
Джунгли
Иван и Данило
Ангел
Диплом
О Лебеде Исчезнувшем
bonus-tracks:
Бабушки
Орел, Телец и Лев
Они Назовут Это Блюз
Ангел всенародного похмелья

 

Голос, гитары - БГ
Скрипка - Андрей Решетин
Флейта, клавиши -Андрей Романов
Бас - Александр Титов, Сергей Березовой
Ударные - Петр Трощенков
Percussion - Михаил Васильев
Аккордеон, мандолина - Сергей Щураков
Голоса - Андрей Романов, Всеволод Гаккель ("Благословение Холмов")
+
Эл.Гитара - Александр Ляпин ("Сестра")
Труба - Александр Беренсон ("Сестра")
Саксофон - И. Тимофеев (Джунгли)
Орган - Б.Рубекин (Джунгли)

Запись - Слава Егоров, Дмитрий Липай, В. Венгеровский, Студия Док.Фильмов
+++
Фото - А. Усов

Аквариум благодарит Е.Гапеева и И. Петрученко за сохранение утерянных
записей.

Вот, что удалось узнать об этом альбоме:

В: Старожилы говорят, что была такая запись, продавашаяся в киосках звукозаписи на исходе советских времен? Стало быть, Феодализм - ее подлинное название, а не придуманное первопиратами? А что оно означает?
БГ:
Действительно так. Слово было правильным; а что оно выражало - теперь уже не понять :-)

В: А запись-то та же самая, что и выпускаемая теперь? И с нее же треки вошли в сборник "История Аквариума. Архив. Том III"?
БГ: Та пиратская запись - это просто несколько разрозненных лент, унесенных кем-то когда-то со студии. Она альбомом вовсе не была.

"Архив" - был собран в 91 году из записей, которые иначе пропали бы (как тогда казалось) - и просто по той причине, что нам предложили что-нибудь издать на CD - новинка по тем временам.
Туда вошли и совсем старые записи, и концертные, и студийные 88-90 годов, в том числе и те, что писались для "Феодализма".
Они были сделаны в разных местах - в Доме Радио (под предлогом записи музыки для фильма Сергея Дебижева), на Мосфильме (для Сергея Соловьева) и, главным образом, на нашей точке в ДК Связи, где была установлена подаренная Crosby, Stills & Nash портативная 8ми канальная студия.
Примерно так же, кстати, получился и следующий сборник - "Библиотека Вавилона". Первая его сторона была целиком записана заново, потому что песни пропадали или существовали в совершенно неудовлетворительных концертных вариантах.

В: А Феодализм?
БГ: А "Феодализм" был задуман как альбом - о планах выпуска которого группа заявляла еще в 89-м году. Тогда это - в силу бурности времени - не случилось. Сейчас мы решили собрать все записи этих времен под одной обложкой - включая и те, которые еще не видели света дня.

Вообще, деятельность Аквариума измеряется - альбомами. Между "Равноденствием" и "Русским Альбомом" был пробел, в котором должно быть два альбома. В первый из них должны входить песни, написанные в 87 году ("Воронин", "Скобелев", "Когда Пройдет Боль", "Сувлехим Такац", "Серые Камни На Зеленой Траве") и близкие к ним.
А второй - это как раз "Феодализм", сразу после этого. Точка зрения немного изменилась. Да и мир начал меняться.
Песни, составляющие этот альбом, принадлежат к единому циклу. Часть из них - не дошла до студии, поэтому в альбом затесалось и несколько концертных треков, которые по времени и настроению должны были быть записаны в студии, но не сложилось. И в таком виде - альбом сохраняет вкус и запах времени.

В: И каков же был запах того времени?
БГ: С конца 85-го года (закрытие студии Андрея Тропилло) Аквариум был лишен возможности делать студийные записи. Запись "Равноденствия" на студии Мелодия - увы! - была одноразовой радостью.
Ситуация совершенно абсурдная - все кричали нам "ура" и бросали в воздух чепчики, а писаться было негде. Да и время было скорее "тусовочное". Роскошный материал 87 года остался неосуществленным. А песни, которые писались после этого - тем более. Играть мы их играли, но после "Равноденствия" это было уже упрощением.

И как всегда в такое время, вместо гармонических изысков - появилась ритмическая составляющая: "Мир, Как Мы Его Знали", "Не Стой На Пути", "Герман", "Джунгли"... Когда душа не знает, что делать, она начинает двигать телом. Да, собственно, раньше - включая "Равноденствие", у нас не было аудитории, которая могла бы танцевать под наши песни. Реакция публики началась , когда стало возможно играть в больших залах, в которых людям разрешили двигаться (ведь до этого людей за танцы в зале просто винтили); с "Мира" и "Сестры" - когда играешь концерт, и отчаянно не хватает "заводных" ритмических песен, а значит - возникает необходимость их написать. Пример обратной связи.
"Феодализм" был реакцией Аквариума на новую ситуацию, когда мы впервые начали играть для людей, которым впервые разрешили танцевать на концертах. Первый ритмичный альбом Аквариума.

В: Для коллекционеров - поподробнее о материалах?
БГ: Часть треков на Феодализме - те же записи, что вошли в "Архив" и "Библиотеку" и "Кунсткамеру". В ряде случаев (например, "Серебро Господа Моего") мы нашли первоначальные записи, не тронутые руками звуковых мастеров 90-х, то есть качество должно быть получше.
"О Лебеде" и " Ангел Всенародного Похмелья" из нашего архива, эти записи никогда не были опубликованы. "Джунгли" - тоже, но мы ее еще немного доиграли :)
"Ангел" - басовая, почти гранжевая версия, опубликованная на нашем сайте и известная только в сети.
"Иван и Данило" и бонусы "Бабушки", "Орел Телец и Лев", "Они Назовут Это Блюз" - концертные записи тех времен, затруднительно датировать их точно.

Будет продаваться на концертах и в магазинах. Тираж ограничен, юбилейное издание - но ведь можно и допечатать.
Первый тираж можно будет отличить так: по типично Аквариумным мистическим причинам из пятнадцати песен на обложке диска перечислены 14 :)

ВИДЕО

Тем временем, наконец-то оцифрована и опубликована запись выступления "Аквариума" на VIII фестивале Рок-клуба 14 марта 1991 года - ставшего для некоторых "последним концертом". AVI 596M, MP3 60M (то есть только звук).  

        

Все подробности, как обычно, в Справочнике.

АЭРОСТАТ

Несмотря на  и на тур тоже, Аэростаты исправно выходили и выходят: после рассказа про священные города Индии БГ написал "Памятку паломнику по Европе" (только у нас - с картинками!), а еще поделился впечатлениями от Traffic, Cocteau Twins и Кэта Стивенса.

Тексты передач на сайте, послушать можно через архив Радио России (ссылки - в тексте каждой передачи), mp3 ищите на днях на том же самом Пустом месте или подпишитесь на подкаст с Аэростатами (). О технических деталях читайте на RussianPodcasting.ru.

На Пустых местах к каждому файлу прилагаются cue-файлы для нарезки передач на треки, за cue спасибо Майку. Программа, которая режет файлы по этим cue - вот тут, за заботу спасибо Павлу Северову.

Сайт "Радио России": www.radiorus.ru (с прямым эфиром - в воскресенье в 13-10 по московскому времени)
Эфир:
воскресенье 13-10,
в ночь со среды на четверг в 04-10 (повтор).
В Москве на FM 97.6 - воскресенье 13-10, повтор вторник 21-00 и в ночь на четверг - 00-10 и 04-10
FM частоты в других регионах - указаны на сайте "Радио России"

ИНТЕРВЬЮ

Интервью с Андреем Суротдиновым, 9 февраля 2007г.,
( "Фонтанка.ру",
Игорь Шушарин)

Андрей, во время концертов ты скрываешь глаза за очками а-ля Абадонна. Это такая сознательная демонизация образа "аквариумного" скрипача?
- Ой, а я даже и не думал, что это может рассматриваться как демонизация. На самом деле на сцене яркий свет, как правило, бьет в глаза, поэтому я надеваю очки. Но это не имиджевая, а абсолютно бытовая деталь, не более того.

То есть во время концерта тебе не требуется видеть аудиторию? Визуальный контакт со зрителями не шибко важен?
- Но ты же все равно знаешь, есть они, зрители, там, в зале, или уже все ушли. Это абсолютно точно. К тому же артисты в основном видят только первые ряды, и если это стоячий партер, то там люди чаще всего очень сильно возбуждены. Они боготворят и Бориса, и "Аквариум", а посему им заведомо все нравится. Но по этим людям все-таки нельзя судить о том, что происходит в зале на самом деле.

Вот, кстати, как раз об этом и хотел спросить. Скажи, участие в группе такого калибра заведомо не расслабляет? Поясню. Ты заранее знаешь: чтобы ни происходило, как бы ты ни фальшивил и ни халтурил, поклонники все примут на ура. Им уже в кайф от осознания того, что они просто пришли на "Аквариум". Следовательно, никому ничего доказывать вроде и не нужно.
- Даже если ты отыграешь, скажем так, умеренно хорошо, но при этом все же не так хорошо, как это нужно лично тебе, то никакая восторженная реакция не заменит той самооценки, которая существует. Действительно, есть категория людей, для которых мы всегда будем восприниматься сугубо позитивно, чтобы мы ни делали, но, на мой взгляд, в этом плане у нас достаточно требовательности к самим себе. Бывают, правда, технические накладки - привезли не тот провод, поставили не тот звук. Это же не филармония, где ты со своим инструментом или со своим голосом безо всяких посредников, без помощи каких-то технических средств доставляешь публике радость. А в нашем случае мы лишь наполовину знаем, что происходит в зале, потому что на сцене один звук, а в зале бывает совершенно иной. И это не всегда вина звукорежиссера. Они - наши братья и всегда стараются, чтобы мы звучали пристойно.

У тебя в "Аквариуме" солидный трудовой стаж. Кстати, а трудовая книжка в группе у тебя есть?
- За именем группы тянется сказочный шлейф, но я не помню сказки с участием трудовой книжки. Она есть, но лежит где-то во внешнем мире. А "Аквариум" - это мифическая... Как сказать?.. Нет, не мифическая... Мне кажется, что эта группа, ее существование и несуществование одновременно, это... Ну да, мифическая... "Аквариум" - это отражение того, что на самом деле происходит в жизни. Все вроде бы есть, но в то же время этого всего нет.

Честно говоря, не понял...
- Если копнуть поглубже, выяснится, что по большому счету все это нам только кажется. Вот мне очень часто кажется, что это сон и мне снится, что я играю в "Аквариуме". Одним словом, жизнь в этой группе несовместима с существованием трудовой книжки или визитной карточки, в которой написано: "Андрей Суротдинов, скрипач, группа "Аквариум", служебный телефон, ИНН". Вот когда я играл в камерном ансамбле Московской филармонии, у меня была запись в трудовой книжке, что я солист Московской государственной филармонии, нахожусь на такой-то ставке. У меня были аванс и получка, тринадцатая премия и прочие элементы, присущие службе в государственной организации. Но все это как-то совмещалось с искусством.
Я ведь довольно много лет занимался классической музыкой. Был даже играющим директором ансамбля старинной музыки. Кстати сказать, хотя это и продолжалось недолго, но именно в период директорства я успел понять и осознать, что классовое общество существует везде, даже в маленьких коллективах. Это даже не зависит от того, кто и сколько получает, просто в какой-то момент раз - и превращаешься в маленького начальника, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

А в "Аквариуме" какое классовое общество? Парламентская республика, президентская?
- Не знаю, это кому как: бывает и так, и эдак. Мне кажется, даже в таком относительно небольшом коллективе мужчин можно создать и гармонию, и негармонию. Было бы желание. По мне, так у нас баланс такой... Ну, в общем, правильный.

Скажи, когда пишется новый альбом, кто определяет, будут ли в каждой конкретной песне, к примеру, звучать скрипки? БГ единолично? И почему на всех обложках альбомов пишется: "Автор музыки - Борис Гребенщиков"? Почему не группа "Аквариум"? Он же не изобретает новую песню сразу полифонически.
- Как минимум, Борис придумывает песню. А песня, как известно, состоит из слов и музыки.

Но музыка в данном случае это что? Мотив, мелодия?
- Борис пишет каждую песню как достаточно полноценную вещь. Понимаешь, у нас в группе единственный незаменимый человек - это Боря. Любого другого участника команды можно переставить или просто обойтись без него. Потому что если Гребенщиков выйдет на сцену и споет песню, она будет звучать. Если при этом подключатся клавиши, скрипка или гитары, то песня может приобрести какие-то новые краски, она станет красивее, богаче. Но если все это убрать и оставить одного Борю, то песня все равно останется. И он донесет ее до слушателя. Поэтому я считаю, что Гребенщиков - единоличный автор, и, будет ли в данной конкретной песне звучать, к примеру, симфонический оркестр или стрекотать кузнечик, решать ему. Он - автор, а потому сам определяет, совпадает ли это с его ощущениями песни либо не совпадает. Скрипка, кстати сказать, не самый важный инструмент. Это краска, но краска, без которой, в принципе, можно обойтись. Я помню время, когда Гребенщиков позвал меня поиграть очередной сезон, а это были времена альбома "Лилит". Так вот там он скрипок вообще не слышал, а потому сказал: "Андрей, давай уж на клавишах поиграй". И тогда я купил самые тяжелые клавиши и стал учиться играть на них.

А не печально сознавать, что теоретически без тебя могут обойтись? Тем более в "Аквариуме", где, как ни в какой другой группе, такая жуткая текучка кадров.
- Да, но не забывай, что при этом очень многие обходятся и без Гребенщикова. Я знаю немалое количество людей, которые не только обходятся, но даже выключают звук, когда начинает звучать наша музыка, когда они слышат Борин голос. Многие с таким, знаешь, наездом меня спрашивают: "Ну вот к чему у него такая борода?" Или: "Почему вы такие мелодии поете? Что у нас, мало своих мелодий, русских?" Или вот как-то знакомит меня бывший однокурсник со своей сестрой. Представляет нас: мол, это моя сестра Галя, а это Андрей, он играет в группе "Аквариум". А она мне руки не подает и заявляет: "А я эту группу, и вообще Гребенщикова, не люблю". Серьезная причина не знакомиться!
Это я к чему? Да к тому, что тот факт, что без меня могут где-то обойтись, очевиден. Но я в группе уже почти двенадцать лет, пережил самые разные периоды нашей совместной "аквариумской" жизни и знаю, что Борис обладает уникальным даром создать вокруг себя нечто, в чем хочется участвовать. Хороший тест - представить себя миллионером и спросить себя: продолжал бы ты делать то, что делаешь сейчас? Так вот я спонсировал бы эту группу и играл бы в ней, конечно. Но при этом у меня достаточно своих дел - я участвую в различных театральных и кинопроектах, играю старинную, классическую музыку, в общем - масса всякого. Жизнь у меня достаточно интересная. Она и без "Аквариума" была бы интересная, но "Аквариум" для нас - это не коммерческий проект.

У участников группы нет какой-то ревности к твоим сольным проектам на стороне?
- Я такого не замечал, хотя, в принципе, сама мысль об этом бесплодна. Мне кажется, что самое классное - это когда каждый собой что-то такое представляет и встречается уже для сотрудничества на равных.

Недавно в одесском журнале "Красная бурда" был напечатан шуточный тест-определитель умного человека. По версии авторов, один из показателей большого ума, "если вы не только слушаете музыку Шнитке, но и понимаете тексты Гребенщикова". А вот лично тебе все понятно в поэзии БГ?
- У меня есть такая особенность - с первого раза я вообще не понимаю песню. Я не понимаю, о чем она, так как слышу голос как инструмент. И текст, особенно если он поэтический, я тоже воспринимаю как музыку, написанную поэтом. Словом, в суть проникаю лишь на второй, на третий, а то и на четвертый раз. Я, кстати, очень люблю вопрос: "Борис Борисович, а о чем ваши песни?", иногда даже сам задаю его в тесном кругу. Видишь ли, нередко зал слышит от Бориса то, чего не слышим мы, стоящие на сцене. И в этом смысле мне кажется, что люди, находящиеся в зале, получают от него гораздо больше, нежели мы, музыканты. А все потому, что Борины тексты - они многослойные и смысл может настигнуть нас через час или через год. Да, бывает и такое.

История гласит, что за двенадцать лет работы в группе однажды ты взял "музыкальную паузу".
- Да, на один год я уезжал в Канаду.

Что это было, можешь рассказать подробнее?
- Провел такой вот эксперимент. В принципе, на тот момент и скрипка в "Аквариуме" была не сильно востребована, плюс семейные обстоятельства наложились. К тому же мне было интересно испытать себя. Когда приезжаешь в чужую страну, в город, в котором ты не знаешь ни одного человека, любопытно проверить, что же ты представляешь собой на самом деле. Там, в Канаде, я, наконец, понял, что я умею и чего я хочу.

Ты уезжал, зная, что вернешься? Или по принципу "как пойдет"?
- Скорее всего - да, знал, что вернусь. Но эксперимент был очень интересный, мне все понравилось.

То есть одного года хватило?
- Вполне. А потом я осознал, что у меня такое огромное количество любимых друзей, родственников, интересных дел, красивый город, наконец. В общем, все, что меня здесь окружало, я увидел как бы со стороны и понял, что очень сильно скучаю. При том что там, безусловно, можно себя занять, найти работу, найти новых друзей. Но для меня это все-таки было безвоздушное пространство. Потому что в России есть то, чего нет там. Знаю, для очень многих это звучит довольно неубедительно, но я отвечаю за эти слова. Есть здесь, у нас, какое-то излучение, которое дает жизни.

"Дает жизни" звучит примерно "дает прикурить".
- Наверное, но во всех отношениях это именно так. Здесь есть и то, и другое. Полярность неимоверная - и ужаса достаточно, и света.

И там это все было дано тебе в ощущениях, а не потому, что ты такой вот ура-патриот?
- Конечно, я абсолютно трезво отношусь к подобным вещам.

В одном из своих недавних интервью БГ сетовал на то, что в наши дни в России слишком много депрессивной музыки, а посему необходимо выдать как можно больше оптимизма в этом направлении. Но ведь "древнерусская тоска" - это исторически наша фишка, это наша ментальность. Самые лучшие, самые выдающиеся вещи здесь были созданы именно в миноре.
- Ну да, мажорных страданий не бывает. Но в том-то и дело, что ни в чем нет однозначности. Мажор и минор вещи не столь уж и древние - раньше существовало огромное количество ладов, содержавших в себе элементы как мажора, так и минора, но при этом таковыми в чистом виде не являвшимися. И поэтому в музыке в ту пору была такая... бодрость духа

И теперь "Аквариум" занимается ее, бодрости духа, возрождением?
- По возможности. Наверное, да. Потому что, повторюсь, в этой жизни достаточно ужаса.

Скажи, а остальные участники группы разделяют позицию своего лидера, который в последнее время довольно активно вписывается в разные акции, подписывает какие-то письма, петиции, делает довольно резкие заявления в адрес властей?
- Я непосредственный свидетель того, как в нашу студию регулярно ломится огромное количество представителей каких-то организаций, которые, помимо прочего, просят подписать письмо в пользу или против чего-либо. Я вижу, как от очень большого количества предложений Борис отказывается, поскольку чувствует связь между тем, что он делает и произносит, и тем, что в результате этого получается.

Прямо скажу, не столь давняя акция с церковью и посадкой березок как-то не шибко удалась.
- О, это вообще отдельная история. Ты же понимаешь, что человеку очень важно сообщить, куда его вписывают. И если его ведут сажать березку, не ставя в известность о существовании некоего конфликта и о том, что его собираются эксплуатировать, дабы поддержать одну из сторон этого конфликта, то, на мой взгляд, это очень несправедливая вещь. Нельзя использовать втемную чужое имя ни при каких обстоятельствах. При том что я лично видел, как это может делаться, к примеру, в политических целях. Представь себе: приезжаем мы в Казахстан выступать на стадионе и в последний момент узнаем, что это не рядовое выступление "Аквариума", а некая предвыборная политическая акция. Выходит на сцену некий аксакал и говорит: вот это, мол, мой друг Борис Гребенщиков, он меня поддерживает. На что Боря корректно так отвечает: "Ребята, мне кажется, вас держат за баранов". И группа после этого едва уносит ноги...
Короче, я знаю одно - Боря очень тщательно следит за тем, чтобы его не использовали втемную, и не хочет быть орудием реализации чьих-то амбиций, политических ли, иных ли. Но я не хочу и не могу выступать интерпретатором его высказываний. Наверное, о таких вещах следует спрашивать его самого.

Андрей, боюсь, что нельзя обойтись без банального вопроса о твоих "внеаквариумных" планах.
- В ближайшем будущем я хотел бы освоить определенное количество книг из числа тех, которые до сих пор не успел прочитать. Что же касается сольного творчества... Вот сейчас записываем диск с ариями Генделя с органистом Григорием Варшавским и певицей Мариной Черноусовой. Еще у меня открывается такой сезон театральных премьер - пишу очень много музыки для театра. Во-первых, это спектакль "Девушка и кентавр" в постановке первого в России театра инвалидов. Очень сильная постановка, сделанная очень сильным человеком - Геннадием Волноходцем, которого я безмерно уважаю. Затем сотрудничаю с Александром Баргманом и Анной Вартанян, с которыми делаем спектакль "Иванов" по Чехову. Ну и конечно, "Женитьба Фигаро" в постановке Виктора Крамера...

Это который с Мерзликиным в главной роли?
- Да. Музыку писали с Борей Рубекиным и очень веселились. Плюс есть еще несколько интересных проектов, но все я пока не хотел бы озвучивать.

Ну и под конец блиц - три вопроса, навеянных песнями группы "Аквариум". Итак: "Какая рыба в океане плавает быстрее всех?"
После довольно долгой паузы:
- Что-то я как-то сразу начинаю тупеть. Наверное, та, которой вода не мешает. Хотя хорошей рыбе она скорее всего и так не мешает?
"Куда ты, тройка, мчишься, куда ты держишь путь?"
- Ну, в какие-то, с одной стороны, удивительные места. А с другой - ничего удивительного, потому что еще знаменитые библейские герои говорили, что все уже было. Так что часто оказываешься там, откуда уехал.
И наконец, последний вопрос: "Если там есть сцена, то что ты споешь им "на бис"? Какой песней ты бы хотел завершать концерты "Аквариума"? Какой, на твой вкус, должна быть финальная кода?
- Классный вопрос. Задача непростая. По моим ощущениям, наверное, это Девятая симфония Бетховена. Надо бы еще подумать, но, скорее всего, это должна быть песня не из репертуара "Аквариума". Может, "Монти Пайтон", какой-нибудь помпезный, радостный гимн?.. Но пока на финал у нас есть и свои "Джунгли", и свой "Горный хрусталь".
 


Все вопросы - к Справочнику

Ирина Воронежская,
irina.v@gmail.com