AQUARIUM

Феодализм (1989)

"Феодализм" - неоконченный альбом, над которым
Аквариум работал в период между "Равноденствием" и "Русским Альбомом".

Старожилы говорят, что была такая запись, продавашаяся в киосках звукозаписи на исходе советских времен? Стало быть, Феодализм - ее подлинное название, а не придуманное первопиратами? А что оно означает?
  Действительно так. Слово было правильным; а что оно выражало - теперь уже не понять :-)

А запись-то та же самая, что и выпускаемая теперь? И с нее же треки вошли в сборник "История Аквариума. Архив. Том III"?
  Та пиратская запись - это просто несколько разрозненных лент, унесенных кем-то когда-то со студии. Она альбомом вовсе не была.

"Архив" - был собран в 91 году из записей, которые иначе пропали бы (как тогда казалось) - и просто по той причине, что нам предложили что-нибудь издать на CD - новинка по тем временам.
Туда вошли и совсем старые записи, и концертные, и студийные 88-90 годов, в том числе и те, что писались для "Феодализма".
Они были сделаны в разных местах - в Доме Радио (под предлогом записи музыки для фильма Сергея Дебижева), на Мосфильме (для Сергея Соловьева) и, главным образом, на нашей точке в ДК Связи, где была установлена подаренная Crosby, Stills & Nash портативная 8ми канальная студия.
Примерно так же, кстати, получился и следующий сборник - "Библиотека Вавилона". Первая его сторона была целиком записана заново, потому что песни пропадали или существовали в совершенно неудовлетворительных концертных вариантах.

А Феодализм?
  А "Феодализм" был задуман как альбом - о планах выпуска которого группа заявляла еще в 89-м году. Тогда это - в силу бурности времени - не случилось. Сейчас мы решили собрать все записи этих времен под одной обложкой - включая и те, которые еще не видели света дня.

Вообще, деятельность Аквариума измеряется - альбомами.
Между "Равноденствием" и "Русским Альбомом" был пробел, в котором должно быть два альбома. В первый из них должны входить песни, написанные в 87 году ("Воронин", "Скобелев", "Когда Пройдет Боль", "Сувлехим Такац", "Серые Камни На Зеленой Траве") и близкие к ним.
А второй - это как раз "Феодализм", сразу после этого. Точка зрения немного изменилась. Да и мир начал меняться.
Песни, составляющие этот альбом, принадлежат к единому циклу. Часть из них - не дошла до студии, поэтому в альбом затесалось и несколько концертных треков, которые по времени и настроению должны были быть записаны в студии, но не сложилось. И в таком виде - альбом сохраняет вкус и запах времени.

И каков же был запах того времени?
  С конца 85-го года (закрытие студии Андрея Тропилло) Аквариум был лишен возможности делать студийные записи. Запись "Равноденствия" на студии Мелодия - увы! - была одноразовой радостью.
Ситуация совершенно абсурдная - все кричали нам "ура" и бросали в воздух чепчики, а писаться было негде. Да и время было скорее "тусовочное". Роскошный материал 87 года остался неосуществленным. А песни, которые писались после этого - тем более. Играть мы их играли, но после "Равноденствия" это было уже упрощением.

И как всегда в такое время, вместо гармонических изысков - появилась ритмическая составляющая: "Мир, Как Мы Его Знали", "Не Стой На Пути", "Герман", "Джунгли"... Когда душа не знает, что делать, она начинает двигать телом. Да, собственно, раньше - включая "Равноденствие", у нас не было аудитории, которая могла бы танцевать под наши песни. Реакция публики началась , когда стало возможно играть в больших залах, в которых людям разрешили двигаться (ведь до этого людей за танцы в зале просто винтили); с "Мира" и "Сестры" - когда играешь концерт, и отчаянно не хватает "заводных" ритмических песен, а значит - возникает необходимость их написать. Пример обратной связи.
"Феодализм" был реакцией Аквариума на новую ситуацию, когда мы впервые начали играть для людей, которым впервые разрешили танцевать на концертах. Первый ритмичный альбом Аквариума.

Для коллекционеров - поподробнее о материалах?
  Часть треков на Феодализме - те же записи, что вошли в "Архив" и "Библиотеку" и "Кунсткамеру". В ряде случаев (например, "Серебро Господа Моего") мы нашли первоначальные записи, не тронутые руками звуковых мастеров 90-х, то есть качество должно быть получше.
"О Лебеде", "Молодые Львы" и "Ангел Всенародного Похмелья" из нашего архива, эти записи никогда не были опубликованы. "Джунгли" - тоже, но мы ее еще немного доиграли :)
"Ангел" - басовая, почти гранжевая версия, опубликованная на нашем сайте и известная только в сети.
"Иван и Данило" и бонусы "Бабушки", "Они Назовут Это Блюз" - концертные записи тех времен, затруднительно датировать их точно.


Вернуться к другим альбомам.

Вернуться к главному меню.

Для писем